Сельская учительница Антонина Кукаркина: Мы наперегонки с братом бегали в библиотеку

05.10.2018

Хорошая школа та, в которую хочется возвращаться. А навещают и общаются с педагогами выросшие ученики, когда чувствуют, что их  искренне любят и переживают за их успехи и неудачи. Антонина Кукаркина, учитель русского языка и литературы Долгодеревенской средней школы как раз из таких учителей.

– Антонина Исаковна, кто вам привил любовь к чтению?

Моя мама окончила только четыре класса, так как надо было «робить», помогала по хозяйству и на огороде своей овдовевшей в 22 года маме. А папа знал несколько языков и много читал. После работы, уставшие, они садились по вечерам за стол, и папа обучал маму русскому языку. Она писала под его диктовку диктанты. Чтобы развивать речь, писала сочинения. Я воспитывалась на примере родителей. У нас с братом даже была игра: наперегонки бегали в сельскую библиотеку и соревновались, кто больше прочитает книг.

– Когда Вы поняли, что будете учителем?

Во втором классе, когда училась в школе деревни Голубинка. Моя учительница окончила семь классов, она исправляла ошибки, а объяснить написание чередующихся гласных в корнях слов не могла. И тогда я решила, что получу профессию учителя и смогу всё объяснить своим ученикам. После окончания Магнитогорского педагогического университета я преподавала в Октябрьской школе. Потом моего мужа перевели редактором в газету «Сосновская нива», и мы переехали в Долгодеревенское. Родили и воспитали троих детей, своими руками построили дом.

– Как Вы учите детей мыслить? И как удается найти с ними общий язык?

– Каждый урок литературы в диалоге с учениками выясняем, для чего написал автор то или иное произведение. К примеру, что хотел передать нам Александр Пушкин своим стихотворением «Зимний вечер»? Я никогда не говорю детям «ты» или «вы», я причисляю себя к ним местоимением «мы». Чтобы не показать, что умнее их. Если они чего-то не знают, значит, я им плохо объяснила.

– Антонина Исаковна, перед вашими глазами прошли ученики четырех исторических эпох. В чем особенность нынешних школьников? Читают ли сегодня дети книги?

– Дети не сильно изменились, может, стали более самоуверенными, считают, что найдут хорошую работу с высокой зарплатой. И при этом спорят, что необязательно для этого получать высшее образование. Если взять один конкретный 9 класс, то тех, кто читает книги, всего трое из 25. Конечно, в век новых технологий дети погружены в свои гаджеты. Читают очень мало. Но, тем не менее, я стараюсь донести до них, что литература – предмет, который целиком и полностью ориентирован на формирование души человека. Как классный руководитель, почти у каждого ученика я бывала дома. И практически не встречала шкафов с книгами, единицы, у кого есть домашняя библиотека. Все-таки мировоззрение ребенка формируется дома, и если даже будет очень хороший учитель, а дети не видят своих родителей за книгой, то вряд ли они начнут читать.

– Как изменилась система взглядов подростков, что им представляется важным?

–  Девятиклассники писали сочинение на тему «Считаешь ли ты себя успешным человеком?». В основном, все написали в утвердительной форме. Один мальчик написал: «Да, я успешный человек. Могу зарабатывать 35.000 рублей, сидя дома на диване, работая через Интернет, создавая и продавая проекты по разным предметам». К сожалению, сегодня для них приоритетна ориентация только на материальное благополучие. Они не ощущают недостатка духовного развития. И как раз на уроках литературы мы восполняем этот пробел.

– Как Вы относитесь к тому, что современный язык стал сокращенным? В переписке, а то и в устной речи слышим «норм», «ок», «спс»?

– Очень жаль, что такое происходит с нашим любимым русским языком. Когда еду по Челябинску, вижу вывески на иностранных языках. Мы разве не в состоянии придумать свои названия?

– Вы давно обучаете детей с особенностями развития, в чем специфика этой работы?

К таким детям нужен более осторожный подход. Они сразу чувствуют фальшь. В большинстве своем они недолюбленные, колючие, как ежики. Чтобы заслужить их доверие, нужно постараться, и то это произойдет через длительный промежуток времени. Они не дают себя обнять, прикоснуться к плечу. Долго не могут поверить в искреннюю заинтересованность их судьбой, первое время принимают любовь за жалость. В этом году четверых своих выпускников я привела за руку в профессиональное училище, убедила их в выборе профессии. Сами бы они могли «потеряться». Сейчас спрашиваю, встречая на улице: «Коля, как дела?» Отвечает: «Отлично. Учиться не просто, но занимаюсь с удовольствием. Вы же нас к этому подготовили».

Виктория Сорокина, специально для Mega-U.ru

P.S. Редакция Mega-U.ru искренне поздравляет Антонину Исаковну и всех ее коллег с Днем учителя и желает здоровья, счастья, благополучия и, конечно, благодарных учеников. Спасибо за ваше терпение, профессионализм и веру в человека!

Оставьте ваш комментарий

Вконтакте
На сайте (0)

Отправить комментарий

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
c
Z
j
r
c
G
Enter the code without spaces.